Статьи
8 495 790-15-03
8 903 790-15-03

Статьи

07.07.2019
ЦБ запускает оплату по QR-коду: как это работает и что нужно знать рознице
Банк России начнёт тестирование 30 августа, сообщает РБК. Планируется использовать два типа кодов — статический и динамический.
Какие бывают QR-коды
Статический QR-код
Содержит информацию только о счёте продавца. Сумму покупки пользователю нужно вводить вручную. Чтобы работать с этим кодом, ритейлер может просто распечатать его на листе А4 или сделать наклейку у места приёма платежей. 
В таком случае касса не участвует в операции за исключением момента, когда ТСП (торгово-сервисное предприятие) получает подтверждение о приёме платежа.
Динамический QR-код
Код, в котором уже зашита сумма покупки, его необходимо показать пользователю, чтобы тот считал его с помощью банковского приложения.
Пользовательский QR-код 
Это когда ТСП считывает QR-код покупателя, который затем разрешает покупку на необходимую сумму в приложении. Внедрение этого типа планируется чуть позже.
Есть вероятность, что со временем возможен переход QR в NFC, когда оплата осуществляется через QR-токен, как в Apple Pay например.
Что удобнее для крупного бизнеса, а что для малого
На начальном этапе ритейлеры будут использовать и статический, и динамический QR-коды.
Так, представители микро- и нанобизнеса скорее предпочтут статический код. Как это может быть: вы продавец и предлагаете товар на развес, на весах или на лотке размещаете распечатанный статический QR-код, называете сумму, а покупатель вводит её в своём банковском приложении.
А вот крупный бизнес сразу будет использовать динамический код. Объясню почему: ввод суммы клиентом, получение подтверждения, сверка суммы с чеком в случае использования статического кода — это всё-таки долго, а для крупного бизнеса критична скорость обслуживания клиента с точки зрения операционной стоимости.
Позже и тем и другим будет удобно перейти на представляемый клиентом QR-код, потому что в таком случае сам магазин контролирует сумму операции, а клиент её только подтверждает. Для считывания пользовательского кода подойдут стандартные или слегка модифицированные сканеры (например, сканеры для маркировки точно подойдут).
Точке важно контролировать сумму, и в случае использования такого типа QR-кода у продавца меньше вопросов к тому, что платёж прошел.
Поскольку технические требования к QR-коду и каналу его передачи не определены окончательно, спрогнозировать стоимость специализированных устройств пока затруднительно. По нашей предварительной оценке, в зависимости от функциональности розничная цена специализированных устройств для считывания и отображения QR-кодов для приёма платежей может варьироваться от $30 до $200.
Как подготовиться к работе с динамическим QR-кодом
Из всех разновидностей QR-кодов наибольший интерес сейчас представляет динамический, поэтому на нём остановлюсь подробнее. С его помощью предприниматели могут получать платежи разными способами:
1. Если вы владелец смарт-терминала «Атол Sigma», «Эвотор» или устройства другого производителя, можно предложить клиенту считать QR-код с экрана терминала. Однако в этом случае нужно поворачивать терминал к пользователю, что не всегда удобно, особенно если подключено несколько периферийных устройств: весы, сканер, денежный ящик.
2. Ещё один вариант — отображать QR-код на внешнем экране, это может быть простой монитор пользователя, на который выводится реклама, или специализированное устройство для отображения и считывания кодов (правда, в России таких пока нет). 
3. Следующая опция — отображение QR-кода на экране POS-терминала, используемого для приёма карт. Дорогие POS-терминалы с высоким разрешением экрана встречаются у крупного ритейла, ПО для своих систем часто пишут самостоятельно, поэтому высока вероятность, что мы это увидим в супермаркетах. 
А вот простейшие устройства тут не подойдут из-за низкого разрешения экрана и необходимости доработки ПО, что затруднительно для малого бизнеса. 
4. Печатать динамический QR-код можно также на пречеке чековой ленты, при выборе способа оплаты СБП.
5. Есть вариант отображать динамический QR-код на экране мобильного телефона. Это будет удобно представителям сегмента микробизнеса, а также некоторым сетям ресторанов и сервисов, — проще говоря, всем тем, у кого персонал использует в работе смартфоны: курьеры, официанты, кондукторы в транспорте. 
Это же решение подойдёт владельцам бизнеса, которые стоят за кассой. Надо понимать, что и тут потребуется приложение и интеграция с кассовым ПО. 
Практически все точки можно подготовить к приёму платежей с помощью QR-кода, это потребует минимальных доработок ПО рабочего места кассира. Однако персоналу и клиентам будет гораздо удобнее, если владельцы бизнеса подумают о выносных мониторах и устройствах, которые можно использовать в других полезных для бизнеса целях кроме приема платежей.

Заказать звонок
Загрузить файл
Сообщение отправлено

Заказать консультацию